Экологи: "Иностранцы в ужасе от омского гидроузла"
28.03.2013 4236
27 марта в Доме журналиста прошел круглый стол на тему "Красногорский гидроузел: проблемы Иртыша и Омска". Основным докладчиком был Василий Фисенко, инженер-гидротехник, экс-руководитель предприятия "Сибирский подводник", проработавший на Иртыше 45 лет. По мнению специалиста, место размещения гидроузла выбрано неправильно, его нужно было строить выше по течению. К тому же, это самый размываемый участок, возможны подтопления дач омичей, находящихся на левом берегу реки. На выбранной территории за 100 лет Иртыш "отошел" от своего прежнего расположения на 500 метров. По словам специалиста, что позже подтвердили другие эксперты, снизится скорость течения воды, летом она начнет "цвести" и будет загрязнена. Был поднят вопрос взаимоотношений с Казахстаном: если "соседи" реконструируют канал Иртыш-Караганда, снизится сток Иртыша, от чего, по замечанию Фисенко, пострадают поселения Омской области.
Член Бассейнового совета Иртышского бассейнового округа, профессор, председатель НП "Экологический комитет" Сергей Костарев, проводивший мероприятие, посетовал на ореол таинственности, которым окутан проект. Он заметил, что на его запрос проектировщики выдали три тома документации, однако в них не было ни одной схемы и карты. Планируется укрепление левого берега реки, хотя она уходит в правую сторону. Как подчеркнул эксперт, реального моделирования того, что произойдет с рекой при строительстве, не было. Зато, по сведениям эколога, Новосибирский НИИ гигиены дал заключение, что на период созревания водохранилища через несколько лет воду из водозабора нельзя будет использовать для питья.
"После строительства гидроузла судоходства на Иртыше не будет", - внес свою лепту начальник службы организации перевозок и безопасности судовождения "Иртышского пароходства" Юрий Тукиш. Он сообщил, что ни одно из предложений речников принято не было, "игнорируются наши требования безопасности судоходства". 20-метровый судоходный канал, по его мнению, крайне узок, ведь самое широкое судно в пароходстве имеет ширину в 17,5 метров. Пароходство предлагало увеличить расстояние до 36 метров. По мнению начальника службы, после ввода гидроузла возможны аварийные ситуации. На это представители управления заказчика строительства Омского гидроузла заявили, что по России каналы обычно имеют ширину 18 метров, и сложностей не возникает.
Юрий Тукиш также рассказал, что ниже строящейся плотины находятся четыре функционирующих причала нефтезавода. А значит на этом участке образуется скопление судов. Как сказал речник, соседство таких объектов опасно. Все судоремонтные предприятия и причалы, где происходит погрузка, расположены выше, и судам придется часто проходить через судопропускники, следовательно, будут денежные и временные потери. Кроме того, он заявил, что до середины мая в этом районе будет стоять лед.
Представители Омского государственного аграрного университета против строительства не выступали. В частности, профессор ОмГАУ, гидробиолог Ольга Баженова подчеркнула, что гидроузел - один из способов избежать критического состояния при истощении водных ресурсов. Она заметила, что со специалистами из Казахстана сотрудничество ведется: работает российско-казахстанская комиссия по решению проблем Иртыша. По ее мнению, соседи имеют полное право увеличивать водоснабжение Астаны с помощью канала Иртыш-Караганда. Она признала, что качество воды после строительства гидроузла ухудшится, но ее будут очищать. Доцент ОмГАУ Евгений Петров согласился с Василием Фисенко в том, что дно и уровни воды понизились из-за забора песка, а проходящие там трубопроводы "провисли". Гидроузел, по его словам, необходим, чтобы вернуть уровень воды и предотвратить дальнейшее проседание опор мостов и набережных города. По его замечанию, замедление скорости воды будет, но оно не критично.
Представители Управления заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений рассказали, что положительные заключения Госжилстройнадзора, Омского филиала Главгосэкспертизы и согласование речников получены. В качестве позитивного примера была приведена плотина на реке Ишим в Петропавловске, также расположенная ниже города. Как утверждают представители управления, никаких экологических проблем там нет.
Но Сергей Костарев все-таки подчеркнул, что эксперты из разных стран, с которыми ему довелось общаться, "в ужасе от нашей плотины". Он задал вопрос: стоит ли тратить 10 миллиардов рублей, чтобы на 30 сантиметров поднять уровень воды? А Ольга Баженова дала оценку ситуации: все происходящее - демонстрация недоверия к власти.
Теги: Одноэтажный Омск
Подписывайтесь на новости недвижимости в Омске от omskrielt.com во ВКонтакте